БАСИНИЯ ШУЛЬМАН

Концерт-история к 120-летию Марии Юдиной. «Следствие одной пластинки»

Премьера цикла программ «Время великих». Концерт № 1 «Следствие одной пластинки», приуроченный к 120-летию пианистки Марии Юдиной. 

Сергей Прокофьев
Антракт из оперы «Огненный ангел»
Фрагменты музыки к спектаклю «Евгений Онегин»

Дмитрий Шостакович
Вокальный цикл «Сатиры»

Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт №23 для фортепиано с оркестром
Концерт №24 для фортепиано с оркестром (III часть) 

Солисты:

ЛЕОНИД КАНЕВСКИЙ
БАСИНИЯ ШУЛЬМАН (фортепиано)
АНАСТАСИЯ БИБИЧЕВА (меццо-сопрано)
МАКСИМ ПАСТЕР (тенор)

Дирижёр: ЮРИЙ МЕДЯНИК

Симфонический оркестр театра «Новая опера»

Режиссёр: Михаил Довженко
Сценарий: Елена Пчёлкина, Федор Бабенко
Видеохудожник: Олег Бараев

«Волнующая связь времён в своей слитности непостижима, — это, быть может, довод в пользу отрывочного, миниатюрного искусства». Марк Алданов.

Событие, на которое, как на нитку нанизываются музыкальные произведения, судьбы авторов, временный промежутки и географические координаты. И эта невидимая ниточка, связывает в тесный клубок исполнителей, композиторов, поэтов… Казалось бы, какая связь пианистки Марии Юдиной, Сталина, Моцарта и Москвы?

Одна пластинка.

Однажды в радиокомитете раздался телефонный звонок. На другом конце провода был Иосиф Сталин. Он поинтересовался, кто исполнял концерт Моцарта по радио, и попросил выслать пластинку. Которой не было. И которую записали за ночь, сменив при этом двух дирижеров, от страха потерявших способность управлять оркестром. Поговаривают, что именно эта пластинка была на патефоне, когда обнаружили бездыханное тело вождя. За запись пластинки Сталин лично прислал исполнительнице деньги (и немалые), получив в ответ дерзкую записку, что деньги она жертвует храму, который будет отмаливать его грехи.

МАРИЯ ЮДИНА. Великая пианистка, гениальный преподаватель, музыкант-философ, несгибаемая личность … и очень странная в суетном мирском понимании. Она не умела приспосабливаться, а умела дружить. С Прокофьевым, умершим по невероятной превратности судьбы в один день со Сталиным, Шостаковичем, Пастернаком. Дружила, поддерживала, исполняла их произведения вне зависимости от отношения к ним власти. За что лишалась права концертировать и преподавать.

Её творчество — это настоящая драгоценность для русской культуры, а её бесстрашие, безразличие к власти и материальным ценностям, иногда граничившие с безумием, не удалось спрятать ни в коробку, ни в ГУЛАГ, ни в футляр…

«Ты держишь меня как изделье, и прячешь как перстень в футляр».

Леонид Каневский поможет зрителям погрузиться в атмосферу того непростого времени, когда порой лишь музыка и бесстрашие выдающихся людей помогало выжить и обрести нравственные ориентиры.

Басиния Шульман и симфонический оркестр театра «Новая опера» исполнят знаменитый Фортепианный концерт Моцарта №23 — тот самый, который маленькая смелая женщина играла в Москве, в далеком 1944-году. Также в концерте прозвучит музыка двух великих композиторов — современников Юдиной, которые на многие годы определили направление отечественного искусства. Будут исполнены вокальные сочинения Дмитрия Шостаковича, с которым Мария Вениаминовна была дружна, и фрагменты театральных произведений Сергея Прокофьева. В концерте принимают участие солистка театра «Новая опера» Анастасия Бибичева (меццо-сопрано) и солист Большого театра России Максим Пастер (тенор). 

За дирижерским пультом Симфонического оркестра театра «Новая опера» — Юрий Медяник.

О проекте

  • Дата премьеры:04.12.2019
  • Роль:Исполнитель

ПЕРСОНЫ

Басиния Шульман

Басиния Шульман


Басиния Шульман — яркая представительница русской фортепианной школы. Участвовала в фестивалях в Кройте (Германия), Кольмаре и Вальберге (Франция), Амстердаме (Нидерланды), Москве, Санкт-Петербурге и многих других. Выступала с оркестрами «Новой оперы», «Оркестром Москвы», «Московской камератой», Государственным академическим камерным оркестром России п/у К. Орбеляна, филармоническими оркестрами Испании, Бразилии, Литвы, России и других стран. Успешно гастролирует в России и за рубежом, выступая в таких престижных залах, как Большой зал Московской консерватории и Концертный зал им. П. И. Чайковского, Московский международный Дом Музыки, Альберт-холл (Лондон), Бетховен-холл (Германия), Муниципальный театр Сан-Паулу и др.

Пианистку отличает высокий исполнительский класс, большой опыт исполнения академического репертуара,  но при этом она смело предлагает новые интерпретации классических произведений, играет с джазовыми музыкантами, создает проекты в жанре кроссовер.

Басиния активно выступает сольно и в камерном жанре, участвует в театральных проектах. Является продюсером различных музыкальных проектов и программ, а также куратором музыкальных сезонов в усадьбах Архангельское и Поленово, часто становится гостьей радио и ТВ программ.
Леонид Каневский

Леонид Каневский


Cоветский, израильский и российский актёр театра и кино, телевизионный ведущий. Заслуженный артист РСФСР (1984). Имя Леонида Каневского навсегда будет связано с сериалом «Следствие ведут знатоки» и его ролью майора Томина. Именно эта картина сделала актера популярным и известным во всех уголках СССР.

С 2006 года — ведущий программы канала НТВ «Следствие вели…».