Премьера цикла программ «Время великих». Концерт № 1 «Следствие одной пластинки», приуроченный к 120-летию пианистки Марии Юдиной.
Сергей Прокофьев
Антракт из оперы «Огненный ангел»
Фрагменты музыки к спектаклю «Евгений Онегин»
Дмитрий Шостакович
Вокальный цикл «Сатиры»
Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт №23 для фортепиано с оркестром
Концерт №24 для фортепиано с оркестром (III часть)
Солисты:
ЛЕОНИД КАНЕВСКИЙ
БАСИНИЯ ШУЛЬМАН (фортепиано)
АНАСТАСИЯ БИБИЧЕВА (меццо-сопрано)
МАКСИМ ПАСТЕР (тенор)
Дирижёр: ЮРИЙ МЕДЯНИК
Симфонический оркестр театра «Новая опера»
Режиссёр: Михаил Довженко
Сценарий: Елена Пчёлкина, Федор Бабенко
Видеохудожник: Олег Бараев
«Волнующая связь времён в своей слитности непостижима, — это, быть может, довод в пользу отрывочного, миниатюрного искусства». Марк Алданов.
Событие, на которое, как на нитку нанизываются музыкальные произведения, судьбы авторов, временный промежутки и географические координаты. И эта невидимая ниточка, связывает в тесный клубок исполнителей, композиторов, поэтов… Казалось бы, какая связь пианистки Марии Юдиной, Сталина, Моцарта и Москвы?
Одна пластинка.
Однажды в радиокомитете раздался телефонный звонок. На другом конце провода был Иосиф Сталин. Он поинтересовался, кто исполнял концерт Моцарта по радио, и попросил выслать пластинку. Которой не было. И которую записали за ночь, сменив при этом двух дирижеров, от страха потерявших способность управлять оркестром. Поговаривают, что именно эта пластинка была на патефоне, когда обнаружили бездыханное тело вождя. За запись пластинки Сталин лично прислал исполнительнице деньги (и немалые), получив в ответ дерзкую записку, что деньги она жертвует храму, который будет отмаливать его грехи.
МАРИЯ ЮДИНА. Великая пианистка, гениальный преподаватель, музыкант-философ, несгибаемая личность … и очень странная в суетном мирском понимании. Она не умела приспосабливаться, а умела дружить. С Прокофьевым, умершим по невероятной превратности судьбы в один день со Сталиным, Шостаковичем, Пастернаком. Дружила, поддерживала, исполняла их произведения вне зависимости от отношения к ним власти. За что лишалась права концертировать и преподавать.
Её творчество — это настоящая драгоценность для русской культуры, а её бесстрашие, безразличие к власти и материальным ценностям, иногда граничившие с безумием, не удалось спрятать ни в коробку, ни в ГУЛАГ, ни в футляр…
«Ты держишь меня как изделье, и прячешь как перстень в футляр».
Леонид Каневский поможет зрителям погрузиться в атмосферу того непростого времени, когда порой лишь музыка и бесстрашие выдающихся людей помогало выжить и обрести нравственные ориентиры.
Басиния Шульман и симфонический оркестр театра «Новая опера» исполнят знаменитый Фортепианный концерт Моцарта №23 — тот самый, который маленькая смелая женщина играла в Москве, в далеком 1944-году. Также в концерте прозвучит музыка двух великих композиторов — современников Юдиной, которые на многие годы определили направление отечественного искусства. Будут исполнены вокальные сочинения Дмитрия Шостаковича, с которым Мария Вениаминовна была дружна, и фрагменты театральных произведений Сергея Прокофьева. В концерте принимают участие солистка театра «Новая опера» Анастасия Бибичева (меццо-сопрано) и солист Большого театра России Максим Пастер (тенор).
За дирижерским пультом Симфонического оркестра театра «Новая опера» — Юрий Медяник.